История в начальной школе: перспективы и проблемы
2022-2023 учебный год богат на нововведения. Одним из таких нововведений станут исторические темы для первоклассников. Надо сказать, что сейчас трудно сказать, что первоначально имел в виду министр просвещения Сергей Кравцов, когда заявил, что историческое образование начнется в школах с 1 класса. Ведь через несколько часов после этого заявления министр уточнил, что история как отдельный предмет в 1 классе все-таки не появится в школах. А затем сотрудники пресс-службы ведомства заговорили не об историческом образовании, а историческом просвещении, точнее, появлении в 1 классе исторических ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ программ. Мы не будем разбирать тонкости терминологии (хотя и это важно): нас интересует процесс претворения в жизнь данного решения, его методические и организационные особенности.
Приведем уточнения пресс-службы Министерства просвещения РФ о механизме реализации принятого решения: просветительские программы по истории «можно проводить в рамках предмета «Окружающий мир», изучать историю своей семьи, своего региона, можно в рамках внеурочной деятельности посещать музеи и выставки».
Вроде бы все понятно: темы исторического просвещения даны, основные направления как урочной и внеурочной деятельности заявлены. Но… в программе по «Окружающему миру» есть уже темы, рассказывающие о семье, даже проектная деятельность по данной теме предусмотрена. То есть в программе уже есть часы, отведенные на освоение этой темы. Где брать учителю часы на реализацию просветительских программ, углубляющих тему семьи? Или, точнее, задать другой вопрос: «За счет часов какого учебного предмета выделить часы для просветительских программ?» Того же «Окружающего мира»? Или других предметов?
Или, может быть, выделить часы из внеурочной деятельности? Можно, наверное. Но… в этом году Министерство просвещения очень четко пояснило, как адресно распределять часы обязательной внеурочной деятельности. Там четко прописано:
«Разговоры о важном» (цикл внеурочных занятий для обучающихся 1-2,3-4,5-7,8-9,10-11 кл.) – 1 час;
Дополнительное изучение учебных предметов (углубленное изучение учебных предметов, организация учебно-исследовательской и проектной деятельности, модули по краеведению и др.) — 3 часа;
• Формирование функциональной грамотности — 1 час;
• Профориентационная работа/ предпринимательство/финансовая грамотность – 1 час;
• Развитие личности и самореализация обучающихся (занятия в хоре, школьном театре, участие в спортивных мероприятиях и др.) — 2 часа;
Комплекс воспитательных мероприятий, деятельность ученических сообществ, педагогическая поддержка обучающихся и обеспечение их благополучия в пространстве школе — 2 часа.
Получается, что и тут часы не могут быть реализованы не «по адресу». А как же музеи и выставки? Вспоминаем, что теперь программой воспитания предусмотрены такие мероприятия в рамках реализации воспитательной работы, и реализуют её в основном классные руководители. Но у классного руководителя свой функционал, свой план работы с первоклассниками, где подобные темы тоже предусмотрены! Как туда вписать просветительскую программу? Место ли ей там? Или может быть все-таки «место»? На этом вопросы не заканчиваются. Следующий вопрос: откуда возьмутся эти просветительские программы? Это не рабочие программы по предметам, для просветительских (именно просветительских!) программ другие требования. Или Министерство просвещения уже их предложило учителям начальных классов? Где их можно найти и выбрать?! А если писать учителям, то когда и кто будет их учить это делать? А каково содержание этих программ, так сказать, примерное? А количество часов?
И один аспект данного нововведения. Он касается уже методики преподавания и квалификации учителей, осуществляющих это. Сейчас модно стало возрождать направления работы советской школы, и преподавание истории тоже не стало исключением. Многие ученые согласились с министром просвещения и ратуют за историческое образование с 1 класса.
Но и в советской школе так рано не начинали преподавание истории, ограничивались «Рассказами об истории» или исторических личностях в начальной школе. Вспомним, что в начальной школе нет учителей-историков, имеющих соответствующую подготовку, владеющих методикой преподавания предмета. А без этого, как справедливо утверждают учителя истории, преподавание будет вестись на примитивном уровне (не в обиду учителям начальных классов будет сказано!). А если привлечь к этому учителей истории из основной или старшей школы? Тоже не выход, так как учителя-историки не умеют работать с возрастным контингентом начальной школы.
Таким образом, получается, что вопросов очень много, а ответов мало. Хотелось бы напомнить, что разговоров о большой нагрузке учителей ходит много, и это так и есть. Любые недоработки в организационном или методическом обеспечении введения всего нового обращается для педагогов огромными затратами дополнительного времени и сил.
Все нововведения хороши тогда, когда они методически и организационно подготовлены. Тогда и вопросов практически не остается, и учителя подготовлены ( и не перегружены, так как все необходимые методические разъяснения, рекомендации, разработки и материалы имеются!) и качественно реализуются новшества.
Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/istoriya-v-nachalnoj-shkole-perspektivy-i-problemy/
© gazeta-pedagogov.ru