КОНСПЕКТ
урока русского языка во 2 классе на тему:
«Корень слова. Однокоренные слова».
Класс: 2
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: научить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова, познакомить с понятиями «корень», «родственные (однокоренные) слова».
Задачи:
Образовательные:
-дать определение корня слова: формировать умение подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;
- выявить признаки родственных слов;
- организовать деятельность учащихся на изучение выделять корень в группе родственных слов.
Развивающие:
- развивать умение наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать;
- развивать познавательную активность и коммуникативные навыки общения.
-формирование умения анализировать звучащую речь; развитие речи, мышления, воображения;
Воспитывающие:
-воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в группах.
-воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
Умение:
-выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова ;
- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
- определять и формулировать цель урока,
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные
Умение:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные
- усвоение понятий «корень», «однокоренные слова»;
Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение
Оборудование:
- учебник А.В.Полякова «Русский язык» 2 класс. – М.: «Просвещение», 2012г.
- компьютер учителя;
- телевизор.
Ресурсы:
- мультимедийная презентация к уроку.
-ЭОР «Как найти корень в слове».
Технологии на уроке:
-ведущая – технология сотрудничества на основе системно - деятельностного подхода;
-информационно-коммуникационная;
- здоровьесберегающая.
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Этап урока |
Деятельность учителя |
Слайд |
Деятельность обучающихся |
||
1.Организационный момент. 1-2 мин. |
Здравствуйте, ребята. Встали все у парт красиво, С гостями поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо Вижу, класс наш хоть куда. Ну начнём тогда, друзья. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти! Вы готовы всё понять? Готовы тайны открывать? Ответы полные давайте, Мою загадку отгадайте.
|
1 |
Приветствуют, садятся. |
||
2. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) 4-5 мин. |
Я у дуба, я у зуба, Я у слов, я у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту.
О каких значениях корня вы знали? -А ещё корень есть у зуба, волоса, ногтя. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя. А почему в загадке сказано, что корень есть у слов? Слово корень – многозначное. 3 значение - Часть слова. Догадались о чём будем говорить на уроке? Какова цель урока? Давайте определим задачи. Узнать, что такое корень. Роль корня в слове. Как в Как найти и выделить корень в слове? Что таЧто такое однокоренные слова? |
2
3 4
5
6 |
Корень.
- Подземная часть растения.
|
||
3. Чистописание. 2-3 мин.
|
В у илась очка Обращает внимание на соединения букв. Что- нибудь поняли? А теперь? В лес род ёл . Как вы думаете почему смогли понять? Всё ли слово записано? Какая часть, если мы смогли понять значение? Начинается формулировка правила. Правило вывешивается на доске. Корень – это главная значимая часть слова. Теперь надо научиться выделять корень в слове. |
|
Если ручкой я пишу, Не верчусь и не спешу, Буква к букве по линейке Аккуратно вывожу. -В лесу родилась ёлочка. -Записаны корни слов. -Нет, часть слова. -Главная, значимая. |
||
4. Актуализация. 4-5 мин.
|
Объясните орфограммы: Ду., б.рёза, ел., ябл.ня. Назовите одним словом.
|
|
Объясняют орфограммы.
-Деревья. |
||
5. Открытие нового знания. 7-8 мин.
|
Раздать названия деревьев. Попросить выделить в них корень слова. -Можно ли сразу выделить корень в словах? -Что нужно сделать?
ЕОР «Как найти корень в слове» -Что такое родственные (ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА)? Проверка. -Как называется общая часть родственных слов? Правило вывешивается на доске. |
|
-Нет. -Надо подобрать однокоренные слова. Дети подбирают однокоренные слова, выделяют корень.
-Общая часть родственных слов называется корень. |
||
6. Первичное усвоение новых знаний. 4-5мин.
|
На доске вывешиваются листы. -А вы знаете в каком лесу мы оказались? -Наш лес называется Морфемика. А какое дерево лишнее? -Да, яблоня растёт в саду. Обратимся к слову сад. -Запишите, подберите однокоренные слова, выделите корень. - А теперь снова вернёмся в наш лес. И там звучит орфографическое эхо: .рех Как по – другому называется растение? Орех, лещина – это дерево или кустарник? Какое слово лишнее, почему? Так же как и у кустов, Корень есть ещё у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам. Орех, орешек, ореховый, орешник. В русском языке неудобно произносить некоторые стечения согласных, поэтому иногда в корнях наблюдается чередование. В данных словах чередуются х//ш. |
7, 8, 9
10
11
12
|
-В смешанном (могут предположить дети)
-Яблоня
Называют и записывают однокоренные слова.
-Лещина -Кустарник -Лещина (не является однокоренным словом).
|
||
7. Первичная проверка понимания 4-5 мин.
|
Следующие слова не вызовут у вас затруднения. Записать слова по вариантам, выделить корень.
Проверка. -Почему сказано: «Чтобы правильно писать, Надо корень выделять»? -Как пишется корень в родственных словах? Правило вывешивается на доске. |
13 |
Записывают слова, выделяют корень.
Корень лес, цвет.
Корень в родственных словах пишется одинаково. |
||
|
Физминутка. |
14 |
|
||
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
|
Посмотрите на это дерево, что с ним могло произойти? -А могли объесть вредители. Гусеница предлагает вам решить грамматическую задачу. – Вы кто такие? – Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. – А ты кто? – А я ваша тетка – Гусеница. Запишите однокоренные слова, выделите корень. Проверка. -Ещё раз назовите два признака однокоренных слов. |
15 16
17
|
-Засохло, …
Записывают, выделяют корень.
Гусь, гусыня, гусята. -Имеют общую часть. -Общее значение. |
||
9. Итог урока.
|
Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса, Их под звон и гомон птичий Охраняет друг-лесничий. Назовите однокоренные слова в этом стихотворении. Лесничий предлагает вам задание на выбор: Исправить ошибки. Правильно выделить корень в однокоренных словах. В перелеске прятал от ребят. Проверка. -Что такое однокоренные слова? -Как называется общая часть родственных слов? -Как называется наука о составе слова? |
18
19 |
-Лес, лесничий.
Выполняют задание.
Повторяют правила. |
||
10. Рефлексия деятельности. |
Сегодня последний день зимы, леса стоят голые. А на деревьях нашего леса сейчас появятся листочки. Возьмите конвертики. Там лежат листочки. Наклейте их на деревья. Если вам было всё понятно, вы хорошо усвоили тему – зелёный листок, если были трудности –жёлтый, а если для вас эта тема – «тёмный лес» и вы ничего не поняли, то красный листочек. Мне очень жалко и это дерево. Пусть и оно оживёт. Это будет дерево настроения. Зелёное яблочко-если вы расслаблены и спокойны. Жёлтый - это цвет солнечного света. Приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах, стимулирует умственную активность. Жёлтое – если у вас прошло напряжение, которое было в течение урока. Красное – если вы перевозбуждены или у вас плохое настроение. |
|
Наклеивают листочки.
Наклеивают яблочки.
|
||
|
Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам, За то, что упорно, усердно трудились И знания ваши нам всем пригодились. |
20 |
|