Открытый урок (18.02.2023г.)

     

    Предмет: Родной (русский) язык

    Класс: 4 б

    Тема: «Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3 склонению. Падежные окончания имён существительных 3 склонения».

     

    Целиотработка умения определять склонение существительных по алгоритму, упражнение в написании окончаний существительных 3 склонения.

    Задачи:

    1. Повторить знание о падежах и об имени существительном.

    2. Повторить три типа склонения имен существительных.

    3.  Формировать умение определять склонение имён существительных по окончанию и роду.

    Формирование УУД:

    Познавательные УУД

    1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

    1.  Представлять информацию в виде схемы.
    2.  Выявлять сущность, особенности объектов.
    3.  На основе анализа объектов делать выводы.
    4.  Обобщать и классифицировать по признакам.

    Регулятивные УУД

    1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    1.  Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные УУД

    1. Развивать умение слушать и понимать других.

    1.  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
    2.  Оформлять свои мысли в устной форме.

    Личностные результаты

    1.  Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    2. Формирование семейных ценностей

     

    1. Этап мотивации
      Девизом урока возьмем слова профессора В.Ключевского:

    Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости.

    Написать каллиграфически: Яяяяяяя

    Разгадайте ребус:

    -А что же вы можете сказать о семье?

    У каждого свои представления о семье.

     

    Упражнение «Ассоциация»
    Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
    • Если семья — это постройка, то какая…
    • Если семья — это цвет, то какой…
    • Если семья — это музыка, то какая …
    • Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
    • Если семья — это настроение, то какое…

    (Под музыку дети называют ассоциации со словом СЕМЬЯ)

     

    2. Этап актуализации знаний

    -Запишите слова в тетрадь:

    Семья, детство, радуга, армия, радость, школа, родина, круг, море, любовь.

    -На какие группы можно разделить слова?

     

    3. Этап целеполагания

    Учитель:

    -Сформулируйте тему урока родной язык.

    Ученики:

    -Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3 склонению.

     

    4. Этап решения поставленной проблемы

    -Запишите слова в 3 столбика:

    любовь мечта смех верность доверие доброта прощение надежда уважение радость дружба терпение ласка ответственность удача

    -Назовите слова 1, 2, 3 склонения.

    Проверка: слайд

     

    Послушайте рецепт из этих слов:
    Наизусть читает ребёнок:

    Рецепт «Сказка»

    Чтоб дом был счастливым, наполненным лаской,

    Я дам вам рецепт под названием «Сказка».

    Несложный, но верный, его соблюдайте.

    Согласны? Ну что же, тогда приступайте.

     

    Шесть чашек ЛЮБВИ вы смешайте с ЗАБОТОЙ,

    Три ложки ДОВЕРИЯ, чашку РАБОТЫ,

    Две чашки ПРОЩЕНЬЯ и горсть ДОБРОТЫ,

    Добавьте чуть ВЕРНОСТИ, нежной МЕЧТЫ.

     

    Три чашки НАДЕЖДЫ и ДРУЖБЫ полмиски,

    Стакан УВАЖЕНИЯ к старшим и близким.

    Две ложечки СМЕХА, немного УДАЧИ,

    Щепотку ТЕРПЕНЬЯ. И ваша задача

     

    Всё сдобрить УЛЫБКОЙ сердечной и ЛАСКОЙ

    И с утренним кофе подать эту «Сказку».

                                                             Лаврова Татьяна

    5. Этап коррекции:

    Прочитайте стихотворение:

    Семья – это счастье, любовь и удача,

    Семья – это летом поездки на дачу.

        Семья – это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты.

     

    Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

    Мечты о хорошем, волнение и трепет.

    Семья – это труд, друг о друге забота,

    Семья – это много домашней работы.

     

    Семья – это важно!

    Семья – это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно!

    -Назовите слова с непроизносимыми согласными.

    -Назовите имя числительное.

    -Назовите слова, подходящие к схеме:

    -Назовите наречия

    -Назовите словарные слова

     

    -Просклоняйте существительные: счастье, любовь, удача.

    Проверка:

    И.п. счастье, любовь, удача

    Р.п. счастья, любви, удачи

    Д.п. счастью, любви, удаче

    В.п. счастье, любовь, удачу
    Т.п. счастьем, любовью, удачей

    П.п. о счастье, о любви, об удаче

    -Какое существительное было легко склонять?  (любовь)

    -Почему?

    -Какие слова помощники вы знаете?

    -Какое новое слово мы можем использовать, чтобы проверить написание падежного окончания существительного 3 склонения? (любовь).

     

    6. Этап систематизации знаний

    К мам…, к матер…, у дочк…, у дочер…,  о бабушк…, о бабул… .

     

    Индивидуальная работа:

    Вставить пропущенные окончания, определить падеж и склонение имён существительных:

    в жизн.              

    о молодост.

    к старост.

    без верности

    о мудрост.

     

    Определить падеж существительных, объяснить значение пословиц:

    Без семьи нет счастья.
    Семья крепка ладом.

    В дружной семье и в холод тепло.

     

    Разобрать по составу:

    Домашний, любим, заготовки, мечтать, работают, угощаем, соседские.

     

     

    Послушайте притчу:

     

    Семейное счастье

    В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

    – Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

    Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

    Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

    Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

    – Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

    – Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

    …Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

    – Ну что ты так долго? Посмотрел?

    – Да!

    – Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

    В чем урок притчи? Актуально ли это сегодня?

     

    7. Этап подведения итогов

    -Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

    С.мейная радость-
    Счас.ливые лица!
    Желаю всем сем.ям

    Любов.ю св.ти[ца]!

    Пусть в семьях в.сёлый
    Звучит де..кий смех,
    Добрый и радос.ный
    Праз.ник для всех!

    Любовь пр.цв.тает
    Кругом по Земле!..
    Мир вашему дому
    И в каждой сем.е!

     

    8. Рефлексия:

    Составим синквейн:

    Семья

    Дружная, крепкая

    Помогают, работают, поддерживают

    Все любят друг друга

    Любовь

     

    В заключение урока дети исполняют песню «Это моя семья».

    Детство лучистое, знамя российское это моя семья,
    Радуга светлая, армия смелая это моя семья,
    Школа любимая, родина сильная это моя семья,
    Звёзды кремлёвские, храмы московские это моя семья.

    Семья - это детские песни.
    Семья - это дружеский круг.
    Семья - это море созвездий
    Семья это то чем живут.
    Семья это вечные споры
    семья это искренний смех
    Семья- это главные роли.

    СЕМЬЯ ЭТО ВАЖНО ДЛЯ ВСЕХ.

    Детство лучистое, знамя российское это моя семья,
    Радуга светлая, армия смелая это моя семья,
    Школа любимая, родина сильная это моя семья,
    Звёзды кремлёвские, храмы московские это моя семья.

    Семья - это мамины руки
    Семья - это дом и уют.
    Семья - это Детство без скуки.
    И праздника ярких Салют!
    Семья - это мама и папа
    Семья - это брат и сестра.
    И истории нашей этапы
    И источник любви и добра.