Тема: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»

    Приём контраста в лирическом стихотворении.

     

    Цель урока: знакомство с творчеством Ф. Тютчева посредством стихотворения “Зима недаром злится…”, изучить приём контраста в лирическом стихотворении.

    Задачи:

    Образовательная: ознакомление с поэтической речью на примере стихотворения Ф.И. Тютчева; показать примеры особого взгляда на природу и природные явления с точки зрения поэта; учить находить литературные приёмы (олицетворение, контраст);  расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать навык выразительного чтения, как способа  передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

    Развивающая: развивать познавательную мотивацию детей на основе принятия и удержания учебных задач. Развивать воображение, речь, память, умение работать с поэтическим произведением. Формирование умения выражать свое отношение к прочитанному. Развивать регулирующую сферу (рефлексию) на основе самоконтроля, взаимоконтроля. Развивать умение строить речевое высказывание, аргументировать свою точку зрения, развивать самостоятельность, активность. Прививать любовь к природе, интерес к поэтическому слову, языку. Побуждать к эстетическому чувственному восприятию лирических произведений.

    Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к высказываниям других людей,  культуру общения в парах.

    Здоровьесберегающая:  соблюдать санитарно-гигиенические требования.

     

    Планируемые результаты урока:

    Личностные: формировать интерес к учению.

    Предметные: формировать умение работать с поэтическим произведением.

    Метапредметные: формироватьумение анализировать изучаемый материал, выделять главное, уметь работать с различными текстами и предметными моделями.

     Познавательные УУД: уметь анализировать языковые средства, используемые автором в произведении; правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.

    Коммуникативные УУД: уметь определять тему и главную мысль произведения; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать высказывания других; уметь высказывать свою  точку  зрения, и аргументировано доказывать её; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

    Регулятивные  УУД: уметь формулировать цель и задачи на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

    Формы работы:фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

    Методы работы на уроке: эвристическая беседа, частично-поисковый, проблемный.

    Оборудование урока: Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», портрет Ф.И.Тютчева, слайды «Биография Ф.И.Тютчева», фонограмма «Пение жаворонка», видео «Зима недаром злится…», рисунки с изображением зимы – старухи и Весны-девушки.

    1. Мотивация к учебной деятельности
      Личностные

    действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

    -Здравствуйте!

    На уроке у нас гости-
    Из разных школ учителя.
    Поприветствуйте, ребята,
    И садитесь не спеша.
    Прочитаем девиз нашего урока:                                                                                                                 

    Внимательно слушай - и всё услышишь.

    Внимательно смотри - и всё увидишь.

     Думай - и всё поймёшь.

    Солнышко лучистое

    Заглянуло в класс.
    Весело ребятам
    Стало всем сейчас.

    Ребята, покажите какое у вас настроение.

    1. Актуализация знаний.

    Познавательные

    - поиск и выделение необходимой информации;

    - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, энциклопедий.

    Личностные УУД: Развитие творческого воображения учащихся.

     Формирование желания выразить свои чувства, навеянные картинами природы. Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения.

    Познавательные: Уметь давать определения понятиям; обобщать, проводить аналогии, выделять общие и отличительные моменты; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы.

    Тогда проверим мы сейчас,

    Что делал дома 2а класс.

    Дети читают сочинённые акростихи «Зима»

    Акростих «Зима»

    Весело шагает красавица.
    Её рука всего касается.
    Снежок тает на полях.
    Нет метелей во дворах.
    А ей все радуются.

     

    Врата открылись, зазывая,
    Единственную гостью ждут!
    Спешит девица молодая,
    Неся в ладошках изумруд...
    А ветер в волосах играет!

     

    Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?

    -«Весна! Весна! И всё ей радо!»

    А какие произведения мы будем изучать в этом разделе?  (Что мы будем читать?)
    -Стихотворения

    -Скажите, а как по-другому называются стихотворения?

    -Поэзия
    Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Одно определение поэзии вы уже дали.

    В толковом словаре С.И.Ожегова даётся второе значение этого слова:

    «Поэзия – это красота и прелесть чего-либо».

    А как нужно читать стихотворения?

    -Вдумчиво, выразительно, эмоционально.

     

    А как называются писатели, которые пишут стихотворения? (поэты)

    -Вспомните поэтов, которые писали о природе? (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, С.Есенин С.Маршак)

    Мы сегодня будем читать стихотворение нашего земляка. Как вы думаете,
    Да, мы продолжаем знакомиться с творчеством Ф.И.Тютчева. Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы.

    Где родился Тютчев?

    Разложите хронологию жизни поэта. Работа в парах.

    Будущий поэт родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Федор – средний ребенок в семье. Мать – Екатерина Львовна Отец - Иван Николаевич

     Тютчев получил хорошее домашнее образование.  

    Писатель рос в спокойной благожелательной атмосфере. От матери он унаследовал лиричность и развитое воображение. 

     

    Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.

     

    Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 года. Тогда были написаны юношеские стихотворения.

     

    В 1821г. окончил университет, работал в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправился в Мюнхен. Поэт провёл за границей 22 года.

    Там он успел завести семью с Элеонорой Петерсон. Женщина была самой большой любовью в его жизни, у них родилось три дочери.

     

    В 1836 году к Пушкину попала тетрадь со стихами неизвестного поэта. Стихи Пушкину очень понравились. Он их напечатал в «Современнике», но имя автора было неизвестно, так как стихи были подписаны двумя буквами Ф.Т. Его имя стало известным намного позже.

     

    Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в Министерство иностранных дел .

     

    в 1870 году умерли горячо любимый брат писателя Николай потом  дочь Мария.

    Это казалась на здоровье поэта. После первого удара паралича (1 января 1873 года) Федор Иванович уже почти не поднимался с постели, после второго – прожил несколько недель в мучительных страданиях и Скончался в 1873 году. Гроб с телом лирика был перевезен из Царского Села на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербург.

     

    1. Выявление места и причины затруднения.

    Антиципация по названию (предугадывание).

    Регулятивные – уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

    Логические - выдвижение гипотез и их обоснование.

    Познавательные

    - самостоятельное выделение и формулирование задач

    Ребята, а как вы думаете о зиме или о весне мы будем читать стихотворение?

    -…

    Прочитайте название:

    -«Зима недаром злится…»
    Может заголовок что то прояснит?

    А почему зима может злиться?

    Мы проверим ваши предположения.

     

    Поэтическим мастерством Тютчева восхищались, перед талантом его преклонялись. И.С.Тургенев писал: «Кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».

     Ребята, мы должны прочувствовать стихотворение.

    А какие ещё задачи поставим?

    Научиться анализировать стихотворение.

    Научиться читать выразительно стихотворение.

    Узнать, какие приёмы использует поэт в стихотворении.

    1. Построение проекта выхода из затруднений

    Регулятивные - выбирать действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации, готовить место для выполнения разных видов работ.

    Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    Первичное восприятие произведения

    (приём: чтение стихотворения учителем)

    - А сейчас сядьте так, чтобы вам было удобно, красиво и приготовьтесь внимательно слушать произведение и представить, о чём в нем говорится.

    - Поделитесь своими впечатлениями.  Что увидели?

     

    А теперь возьмите листочки и прочитайте стихотворение самостоятельно.

    -Назовите непонятные слова.

     

    Недаром

    Найти значение в словаре, если не объяснят.

     

    Засуетилось – забеспокоилось

    Нудит-принуждает, заставляет.

    Хлопочет – прилагает усилия, чтобы добиться своего

    Трезвон- церковный звон во все колокола

    А у нас кто поднял трезвон?

    А хотите послушать, как поют жаворонки?   СЛАЙД жаворонки

    Ворчит – выражает неудовольствие, говорит раздражительным тоном.

    Пуще- сильнее.

     

    Найдите синонимы:

    Недаром- не зря

    Нудит- принуждает, заставляет

    Трезвон- звон во все колокола

    Пуще- еще сильнее

    Наперекор- назло

    Взбесилась- сильно разозлилась

    Хлопочет- прилагает усилия,

    занимается чем-либо усердно.

    Наперекор- вопреки,  против
     А кто выступает против кого в стихотворении?
    Весна против Зимы.

     

    Физминутка для глаз:
    Глазки мы закроем -
    Раз!
    И зима летит тотчас.
    Глазки мы закроем -
    Два!
    На дворе глядишь, весна!

    (На доске вывешиваются плакаты с изображением весны и зимы.)

    А где у нас весна, а где зима?
    А как вы догадались?

    - Почему поэт представил весну в образе молодой девушки? (природа начинает пробуждаться от зимнего сна)

    - А Зима – в образе старухи? (Зима заканчивается, жить ей осталось недолго).

    Ребята, а как написаны в тексте слова Зима и весна?

    Вспомните русский язык, какие слова пишутся с заглавной буквы?

    Имена.

    Т.е., автор олицетворил эти персонажи. И поэтому стихотворение нам напоминает сказку.

    Но у нас эти персонажи безликие. Попробуйте определить лицо.

    Почему вы так решили?

    Что сказано о зиме?

    Злится.

    Зима злится, потому что её время на земле истекло. Пора царствовать весне.


    А как называется этот литературный приём?

    -Олицетворение

    Да, неодушевлённый предмет наделяется свойствами живых существ.

    Найдите ещё олицетворения.

    -Весна

    Весна в окно стучится.

    Весне и горя мало: умылася в снегу

    Зима недаром злится

    Зима еще хлопочет и на Весну ворчит.

     

    А теперь прочитайте стихотворения и найдите

     1 в. – какими словами охарактеризована Зима

     2 в.-  посмотрите, какие слова – названия предметов, признаков и действий  характеризуют Весну.

     

    Проверка:

    Зима

    Весна

    злится

    хохочет

    ведьма злая

    прекрасное дитя

    хлопочет

    стучится

    ворчит

    гонит

    взбесилась

    шумит

    пустила снегом

    умылася, румяней стала

    Как называются слова злится, веселится?          Антонимы ( слова с противоположным значением)
    Как весна веселится?   Она хохочет.  
    Автор употребляет слова злится и хохочет, ведьма злая и прекрасное дитя
    Такой литературный приём называется противопоставление. (приём контраста).  ???

    Кто из вас заметил, какие слова использует автор для описания образа Весны? (ласковые, добрые)

    -А для описания образа Зимы? (злые, грубые)

    - Ребята, поэт действительно, показал два образа – два настроения.

    -Он ставит злой  образ Зимы против  доброго образа Весны. Такой приём называется  противопоставление. (вынести на доску)

     -  Тютчев в этом стихотворении  использовал данный прием, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, юности и старости.

     

    -Какова  идея, главная мысль стихотворения?

    Учитель открывает запись на доске: “Идея: “Как бы зима ни злилась, весна наступит”.
    Недаром в народе говорят: «Всему своё время»

     

    А теперь попробуем показать пантомиму.  Видео.

    Подготовка  к выразительному чтению стихотворения.

    - С каким чувством, настроением будем читать  о Весне? (О Весне будем читать радостно?
    А  о Зиме?  (с недовольством, гневом) 
    - Темп выберем одинаковый или нет?

    ( О Зиме – медленно, а о Весне – быстро) 

    Что значит читать выразительно?

    Соблюдать паузы,  в нужном темпе, выделяя голосом нужные слова.
     Работа с текстом:
    Давайте подчеркнём слова, на которые падает логическое ударение.

    -Какое слово выделим голосом в первой строчке? (Недаром). 

    - Да, зиме грозит опасность.
    - Прочитайте эту строчку, выделив это слово. 
    - Какое слово выделим голосом во второй строчке? (Прошла). 

    -Почему?
     Как понимаете следующие 2 строки?
    А как весна в окно стучится?

    Капелью,  птичьим пением, солнечными лучами.

    Здесь для нас важны слова: «Весна стучится, гонит». 
    - А теперь попробуем прочитать всё четверостишие, выделяя главные слова голосом. 

    - Про кого у нас следующее четверостишие? (Про Весну) 
    - Каким тоном будет читать? (Радостным) 
    - А в каком темпе? (Быстро) 

    -Какие слова выделим голосом? (засуетилось, нудит, жаворонки)

    - Попробуйте прочитать. 

    - О ком говорится в третьем четверостишии? (О Зиме и о Весне) 

    Здесь нам важны действия:

    (хлопочет)
    (ворчит)

     (хохочет)

     (пуще шумит)


    - О ком говорится в четвёртом четверостишии? (О Зиме)

    - Каким тоном будет читать? (с гневом)

    -Какие слова выделим голосом? (Взбесилась, захватя, пустила, убегая)

    - Попробуйте прочитать. 

    - О ком говорится в пятом четверостишии? (О Весне) 

    -Какие слова выделим голосом? (горя мало, умылася, румяней стала, наперекор)

     

    - А как вы, думаете, на чьей стороне автор? Почему?

    (Поэту симпатична весна, он радуется ей и осуждает зиму за то, что она не уходит).

     

    Как бы ни любили мы Зиму, автор склоняет симпатии читателя на сторону Весны, тем более, что Зима пытается обидеть прекрасное дитя, а это не в её пользу.

    Несомненно, дети бывают шаловливыми и озорными - такой и дана Весна в этом произведении - но это не бессмысленные шалости, это - природная необходимость.

     

    На стороне Весны буквально "всё" - ведь " всё засуетилось, всё нудит Зиму вон". " Всё" - это природа, пробуждающаяся от зимнего сна, выходящая из зимнего оцепенения. Все процессы, происходящие в этот момент в недрах земли, в стволах деревьев, в жизни птиц, - активны и стремительны. Жаворонки сообщают об этом " поднятым трезвоном".

     

    Создать впечатление возникшей суеты помогает аллитерация. Например, для передачи птичьего гомона повторяются звуки “н”, “з”: “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”.

     

    А для передачи шума, смеха используются звуки “х”, “ч”, “ш”, “щ”: “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

    А для передачи шума, смеха используются звуки “х”, “ч”, “ш”, “щ”: “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

     

    По-своему Весна деликатна: она предупреждает о своём приходе " стуком в окно", то есть она к Зиме постучалась, прежде чем войти в уже не принадлежащие той пределы. Очевидно, что грубостей Весна по отношению к Зиме не позволяет.

     

    Никакими препонами Зиме не удержать Весну: смелая Весна (" в глаза хохочет") принесла с собой пение птиц, звон капели, шум ручьёв, и этот шум становится всё "пуще". Таким образом текст стихотворения наполнен разнообразнейшими звуками ранней весны.

     

    - Попробуйте прочитать стихотворение, представить эти два образа, передать их характеры, отношения при чтении. 

    Не забудьте читать бодрым тоном.

    (Чтение учеником).

    Ребята, с помощью какого приёма Тютчеву удалось передать победу Весны над  Зимой?
    -Противопоставление, олицетворение, путём умело подобранных слов и выражений.

     

    Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

    • Зафиксировать результата учебной деятельности;
    • Оценить степень успешности овладения новым знанием; Организовать проведение самооценки учащимися.

     

    После прочтения такого стихотворения вдруг возникает беспричинная радость. Может быть, оттого, что Весна "хохочет" и "шумит". Или оттого, что она "румяней стала". Ведь счастливые, радостные дети всегда вызывают чувство умиления.

     А какое настроение у вас?
    Оцените свою работу на уроке.

    Лист самооценки (Дети закрашивают лучики)


     Настроение у вас  хорошее, в классе распустились подснежники приближая приход весны. Весна непременно наступит и у каждого человека появится шанс взглянуть на мир по-новому, что-то изменить в своей жизни.  И всё будет хорошо.

     

    Окончен урок, выполнен план.

    Спасибо, ребята, огромное вам.


    Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть или выписать противопоставления.