Олимпиада 4 класс


    1. Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества.
    кобура-
    тьма-
    товар-
    халва-
    теплица-

    2. К данным устойчивым словосочетаниям допишите близкий по значению глагол в том же лице и числе.
    Вставляет палки в колёса-
    Обведёшь вокруг пальца-
    Выбьетесь из сил-
    Пропускает мимо ушей-
    Зарубить на носу-

    3. В каком ряду во всех словах есть звук [ к ] ? Подчеркните этот ряд.
    Композитор, вдруг, кисель.
    Кимоно, кишечник, прятки.
    Друг, очерк, корешок.

    4. Подчеркните слова с нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа.
    Макароны, помидоры, погоны, шорты, циркуль, корова, сапоги, яблоко, апельсин.

    5. Разбери глаголы и прилагательное по составу.
    Слепить игрушку, скупой человек, слепить глаза, склеить части, скупил книги.

    6. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
    Я смотрю – в избе мой брат,
    У него шинель до пят.
    Он с запиской отпускной
    К нам пришёл на выходной.
    Шурка – слесарь в мастерской.
    Он такой степенный,
    Представительный такой,
    Прямо как военный.

    7. В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
    а) сел, б) съел, в) сяду, г) съешь, д) поешь.

    8. Найдите неудачно использованные слова и замените их более подходящими словами, близкими по смыслу.
    Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.

    В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.

    Он обратно опоздал на урок.

    9. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных и укажите их падеж.

    На ручей ряб… и пёстр…
    За листком летит листок,
    И струёй сух… и остр…
    Набегает холодок.

    10. Найдите в стихотворении однокоренные слова.

    Дождик льёт- кругом вода,
    Мокнут столб и провода,
    Мокнут кони и подвода,
    Дым над крышами завода.
    От бегущих быстрых вод
    Задрожал водоотвод.
    Протекает небосвод-
    На земле водоворот,
    А по лужам у ворот
    Дети водят хоровод.

    11. О чём идёт речь?
    Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.

    12. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.
    Известн… кафе,
    старин… рояль,
    прозрачн… тюль,
    хохлат… какаду,
    чёрн… вуаль,
    горяч… кофе,
    детск… шампунь,
    стар… мозоль.

    13. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
    Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
    Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
    Польская: как заяц в ананасе.

    14. Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.
    Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра.

    Ответы к олимпиаде

    1. Уборка, отвар, хвала, мать, петлица (5 баллов)
    2.Мешает, обманешь, устанете, не слушает (прослушивает), запомнить (5 баллов)
    3. 3 ряд (1 балл)
    4. Макароны, погоны, шорты, корова, сапоги, яблоко (6 баллов)
    5. С-леп-и-ть, скуп-ой, слеп-и-ть, с-кле-и-ть, с-куп-и-л (5 баллов)
    6. Прилагательное, существительное, существительное, существительное (4 балла)
    7. Съешь (2 балла)
    8. Победили, построили, опять (3 балла)
    9. Рябой, пёстрый-в.п.; сухой, острой- т.п.(4 балла)
    10. Вода, вод, водоотвод, водоворот. (4 балла)
    11. Нос (1 балл)
    12. Известное, старинный, прозрачный, хохлатый, чёрная, горячий, детский, старая (4 балла)
    13. Тише едешь, дальше будешь. Язык до Киева доведёт. Как сыр в масле. (3 балла)
    14. Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра. (4 балла)